Традиции - фундамент будущего

ПАО "Днеприй завод по ремонту и строительству пассажирских вагонов" является одним из старейших предприятий вагоноремонтной и вагоностроительной отрасли Украины. В 1898 году на левом берегу Днепра были построены главные вагонные мастерские Екатерининской (ныне Приднепровской) железной дороги, состоявшие из четырех цехов. В 1926 году мастерские были преобразованы в Нижнеднепровский вагоноремонтный завод, специализировавшийся на ремонте пассажирских и грузовых вагонов.

Сначала были мастерские

Главные железнодорожные мастерские уже не могли справиться с большим объемом работ, поэтому было принято решение: на левом берегу Днепра, в Нижнеднепровске, построить мастерские по ремонту вагонов. Строили их сверхскоростным методом. К лету 1898 года руками обездоленных и обнищавших крестьян, которые пришли сюда из многих губерний России, были сооружены корпуса кузнечного, механического цехов, товаросборочного и пассажирского отделений. Из главных мастерских сюда перешли квалифицированные рабочие, на скорую руку оборудовали цеха и начали ремонт вагонов.

Главные вагонные мастерские Екатерининской железной дороги

Не хватало станков, инструмента. Работать приходилось зимой и летом во дворе, под открытым небом, вагоны просто невозможно было установить в маленьких и темных цехах. Работа изнурительная. Рабочий день длился 12-14 часов. Техники - никакой: ручные домкраты "Беккер" для подъемки вагонов, обшивочное железо - рубилось и правилось вручную.

К 1903 году территория мастерских расширилась, появились новые цеха. Пути, где размещались вагоны, подлежащие ремонту, были проложены по насыпи через песчаные овраги. Нередко вагоны падали под откос. Сколько труда и силы затрачивалось, чтобы их поднять и поставить обратно! Но этот труд не оплачивался.

- Сами виноваты! - злобно говорил механик. Ни о какой технике безопасности, понятно, не былой речи. За дни болезни и полученные травмы никто ничего не получал...

Начальник мастерских Юренев с пистолетом в руках разгонял толпы безработных, а заодно и жен и детей, которые приносили мужьям и отцам обеды... Все это не могло не отразиться на политической ситуации. Поэтому первые годы работы вагонных мастерских были тесно связаны с политической борьбой. Здесь сформировался один из крупнейших отрядов рабочих Заднепровье. Рабочие мастерских защищали свой город. Одновременно - и днем и ночью - ремонтировали вагоны. После пронесшейся революционной бури, когда власть по нескольку раз в день переходила из рук в руки, на станционных путях и вагонных парках скопились целые кладбища разрушенных пассажирских и товарных вагонов. Мастерские медленно и верно набирали силу. В 1925 году план по ремонту вагонов был выполнен на 119 процентов. К этому времени здесь уже работало около двух тысяч человек. По предложению начальника мастерских А. П. Горбова мастерские были преобразованы в Нижнеднепровский вагоноремонтный завод. Постепенно на заводе стала появляться новая техника, проводились мероприятия по охране труда,..

1 декабря 1934 года был убит С. М. Киров. Весть о его гибели потрясла рабочих завода. На скорбном митинге они приняли резолюцию, в которой выразили просьбу присвоить их заводу имя С. М. Кирова. А заводская газета была переименована в "Трибуну кировца". "Завод наш - дом родной!" - под таким девизом проходило движение за культуру производства, которое организовал и возглавил начальник завода Витольд Леонардович Крангауз. В 1935 году работа коллектива усложнилась тем, что приходилось ремонтировать пассажирские и товарные вагоны всех типов. Здесь были двух-трех-четырех и многоосные транспортеры, снегоочистители, изотермические цистерны, крытые полувагоны, а в пассажирском цехе ремонтировались вагоны разных лет и различных заводов. Кировцы первыми в стране освоили ремонт автотормозов и автосцепок, комфортабельных цельнометаллических пассажирских вагонов, а также строительство 20-тонных платформ.

...1940 год. Это время внедрения новой техники. В строй вступили вновь построенные литейный и колесный цехи. По явились новые вагранки, вступило в строй тележечное от деление товарного цеха. Стал применять ся воздушный подъемник вагонов, а деревянные тумбы за менены легкими, но прочными металли ческими подставка ми.

С началом войны, в августе 1941 года завод был отправлен в глубокий тыл - в город Барнаул. Рабочие и члены их семей, которые прибыли с первым эшелоном, приступили сразу же к строительству цеха оборонной продукции, притом с одновременной установкой в нем привезенных станков. В короткие сроки цех был сдан в эксплуатацию. Его начальником был назначен опытный производственник Ф. И. Львов.

За образцовое выполнение правительственных заданий коллектив Барнаульского вагоноремонтного завода в ноябре 1942 года награжден орденом Трудового Красного Знамени а группа рабочих, инженерно-технических работников - орденами и медалями. Спустя год начальник механического цеха N 1 Феодосии Иванович Львов был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

В 1943 году город Днепр был освобожден от оккупантов, и кировцы, работающие в Барнауле, стремились поскорей домой. Завод на то время был практически разрушен. Причиненный врагами ущерб составлял более 43 миллионов рублей. Тем не менее уже в 1945 году кировцы сумели отремонтировать 1350 крытых грузовых вагонов и 120 пассажирских, изготовить 1155 колесных пар, 154 дверных и 259 оконных рам, много других изделий для восстановления разрушенного жилья.

Одновременно с восстановлением завода проводилась и его реконструкция. В 1948 году он полностью переориентировался на ремонте пассажирских вагонов. В 1952 году был освоен ремонт цельнометаллических пассажирских вагонов, что требовало значительного изменения технологии и организации производства. Завод успешно справился с этими задачами, постоянно совершенствовал существующие и внедрял новые технологии, увеличивал объемы производства. Нижнеднепровский (с 1966 года - Днеприй) ВРЗ уверенно занимал ведущие позиции в отрасли, выполняя ремонт подвижного состава для железных дорог Советского Союза.

В 1948 году коллектив завода отметил свой полувековой юбилей. Начальником завода в это время был В. И. Худокормов. Для него завод - вся его жизнь. Он пришел сюда в 1926 году (после школы ФЗУ). Через два года получил пятый разряд краснодеревщика. Продолжал учиться. После работы пешком через весь город - от Кирилловки до транспортного института, и такие переходы совершал каждый день. Василий Иванович прошел путь от рабочего до начальника завода, которым его назначили в 1940 году. Но вскоре пригласили в Москву. А с 1947 по 1971 год он был бессменным начальником завода и много сделал для родного предприятия, для родного коллектива.

Во второй половине столетнего юбилея произошло немало изменений. Полностью отстроив завод в 1953 году, кировцы успешно осваивали ремонты новых видов вагонов, улучшали техническое вооружение, усовершенствовали технологию. За эти годы завод преобразился в одно из крупнейших ремонтных предприятий бывшего Союза, а теперь независимой Украины.

Однако в 90-е годы, с распадом СССР, ситуация значительно осложнилась. Тяжелое положение железных дорог негативно отразилось на состоянии самого предприятия: упали объемы производства, катастрофически выросла задолженность перед поставщиками, бюджетом, работниками. В это же время завод налаживал сотрудничество с ведущими иностранными предприятиями-производителями, осваивал новые виды ремонта, однако недостаточное финансирование не позволяло в полной мере реализовать задуманное.

В конце 1998 году Днеприй ВРЗ был реорганизован в открытое акционерное общество "Днеприй завод по ремонту и строительству пассажирских вагонов" (ОАО "Днепровагонремстрой"), в 1999 году была начата его приватизация, завершившаяся в 2000 году. Продукция завода пользуется спросом не только в Украине, но и в России, Беларуси, других странах СНГ.

В настоящее время ПАО "Днепровагонремстрой" уверенно занимает ведущие позиции в отрасли, выполняет все виды ремонта пассажирского подвижного состава, осваивает новые технологии.

С 2012 года ПАО «Днепровагонремтрой» начал выпуск грузовых полувагонов модели 12-9790.

Сохранив более чем 110-летний опыт и традиции, дополнив их современными технологиями, завод уверенно смотрит в будущее.